XV. Tesserae.
Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 395.
15. Игральные кости.
XV. Тессеры.
Tessera (те́ссера) — игральная кость. В отличие от talus, имевшей маркировку только с четырех сторон, на tessera маркировка имелись на всех шести сторонах: I, II, III, IV, V, VI; либо точки от одной до шести, как на современных игральных костях. Обычно играли тремя тессерами (когда «лодыжек» должно было быть как минимум четыре, по количеству «рабочих» сторон одной «лодыжки»); их трясли в игральном стакане (fritillus, phimus, turricula), либо бросали сквозь ступенчатую башенку (pyrgus); выигрывал бросок набравший наибольшее количество очков; «лучшим» броском были «три шестерки», 18 очков. ○ Витрувий, «Десять книг об архитектуре» V (4):
Куб же есть тело ограниченное шестью равносторонними поверхностями. Если его бросить, то на какую бы сторону он ни упал, он останется стоять неподвижно пока его не сдвинут, как и те кости, которые бросают на игральный лоток...
(Те кости. Тессеры, имевшие кубическую форму.)
Макробий, «Сатурналии» II (2):
Тессеры называются греческим словом κύβος...
(Κύβος. Куб, кубическое тело.)
2. В тессеры играли как и обычным способом, ставя на кон по условленному количеству монет, которое забирал лучший бросок, так и «математическим» — каждому очку назначалась монета определенной стоимости, лучший бросок либо: 1) забирал разницу в очках-монетах с худшими бросками (каждый невыигравший игрок выплачивал победителю разницу между своей суммой очков и суммой выигрышного броска); 2) забирал очки-монеты остальных игроков (каждый невыигравший игрок выплачивал победителю сумму своего броска); в этом случае выигрыши могли быть очень существенны. Играя не ради выгоды, а ради развлечения, вместо монет обычно использовали орехи, либо мелкие безделушки.
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
XV. Игральная костяшка. (См. там же).
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016