LXXX. Ferulae.
Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 404.
80. Ферулы.
LXXX. Розги из ферулы.
Ferulae — розги сделанные из побегов ферулы (нартек, нартекс (narthex; νάρθηξ), ферула, фенхель гигантский (Ferula communis)). ○ Аристотель, «Проблемы» 889b (32):
Почему при сильном ударе стеблем фенхеля середина плоти по которой нанесен удар становится белой, а окружающие части красными, тогда как при использовании обычной палки середина бывает самой красной частью? Потому, что стебель фенхеля из-за своей легкости при сильном ударе рассеивает кровь на поверхности, и поэтому часть из которой кровь ушла имеет белый цвет, а части к которым она притекает в большем количестве становятся краснее...
Ксенофонт, «Киропедия» II III (20):
Вооруженные тростниками находили эту игру прекрасной, когда бились врукопашную. Однако побитые тростниковыми палками дружно закричали в ответ, что им вовсе не показалось игрой это жестокое избиение, и стали показывать следы от ударов палкой на руках, на шее, а некоторые и на лице...
(О розгах из фенхеля как «наиболее эффективных» для нанесения побоев.)
1. X LXII 10. Телесные наказания в римской школе, в частности per pigritia nequitiaque (за вялость/лень и легкомыслие/небрежность), были обычной, «правильной» практикой; хотя некоторые авторитеты их осуждали; см. у Квинтилиана, Сенеки. ○ Гораций, «Послания» II I 69—70:
Я не преследую, знай, истребить не считаю я нужным
Ливия песни — что, помню, драчливый Орбилий когда-то,
мальчику, мне диктовал...
(Ливия. Т. Ли́вий Андрони́к (280—200 до н.э.); римский драматург, поэт, переводчик; считается основателем латинской литературы. Орбилий. Л. Орби́лий Пупи́лл (113—13 до н.э.); римский грамматик, преподаватель; имя Орбилия стало нарицательным для обозначения «школьного тирана», «адепта палочной педагогики».)
Квинтилиан, «Наставления оратору» I III (14):
Я не одобряю обычая наказывать детей телесно, хотя это почти всеми принято, и Хрисиппом не отвергается. Такое наказание мне кажется подло и одним рабам свойственно; и справедливо для всякого другого возраста почитается за сущее оскорбление. Впрочем дурной ребенок, которого не исправляют выговоры, привыкнет к побоям, и с рабским упрямством станет оттерпливаться. Смело скажу — не было бы и нужды прибегать к столь уничижительным мерам ежели бы рачительный учитель не опустительно от ученика своего требовал верного отчета в учении...
(Хрисиппом. Хриси́пп Соле́йский (281/278—208/205 до н.э.); греческий философ; стоик; возглавлял стоическую школу, считался ее «вторым основателем» (систематизатором); к его заслугам относят окончательное оформление стоицизма.)
Сенека, «О милосердии» I XVI (3):
Какой наставник достойнее дать благородное образование — кто истязает учеников, если память у них нетвердая, или глаз при чтении недостаточно бегл, или тот кто предпочитает улучшать и наставлять их благожелательным предписанием и уважительным отношением?..
Ювенал, I 15—17:
Ну, так и мы — отнимали же руку от розги, и мы ведь
Сулле давали совет — спать спокойно, как частные лица;
школу прошли!..
(Сулле. Л. Корне́лий Су́лла Счастли́вый (138—78 до н.э.); римский государственный деятель и военачальник; консул 88, 80 до н.э; бессрочный диктатор 82—79 до н.э.; реформатор государственного устройства; известен жестокими проскрипциями.)
2. Прометеевых. Προμηθεύς; Промете́й. Похитил у богов огонь и принес людям, за что был прикован к скале и обречен на непрекращающиеся мучения — прилетавший орел расклевывал у Прометея печень, которая снова отрастала. Муки длились долгое время, пока Геракл не застрелил орла и не освободил Прометея.
2. Похитив огонь, Прометей спрятал его в ветви фенхеля. Имея твердую трудногорящую оболочку, сухая ветвь фенхеля долго тлеет внутри, надежно удерживая огонь. Вычищенные изнутри (в частности выжженные) ветви фенхеля использовались для хранения различных веществ (и сухих сыпучих, и полужидких пастообразных), напр. лекарств; ср. к XIV LXXVIII. ○ Гесиод, «Теогония» 565—567:
Но обманул его вновь благороднейший сын Иапета —
неутомимый огонь он украл, издалека заметный,
спрятавши в нартексе полом...
(Иапета. Иапе́т, Япе́т; один из титанов; отец Атланта, Менетия, Прометея, Эпиметея.)
Плиний, VII LVI:
...[Добывание] огня из кремня открыл Пирод, сын Килика, а хранение его в [стебле] ферулы — Прометей.
XIII XLIII:
Хорошо известно, что огонь лучше всего поддерживать в [стебле] ферулы, а она в Египте — лучшая.
(Египте. Египет; область в северной Африке (терр. совр. Египта, за искл. Синайского п-ова).)
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
LXXX. Прутья (ferulae).
2. Подарок Прометея, который зажег сухой прут о солнечную колесницу и принес людям огонь.
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016