МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. ii lxxxviii


LXXXVII ←  → LXXXIX

Nil recitas et vis, Mamerce, poeta videri.
Quidquid vis esto, dummodo nil recites.

Латышев В. В.


Ты ничего не читаешь, Мамерк, а казаться поэтом
хочешь. Кем хочешь ты будь, лишь ничего не читай.

Впервые: Латышев В. В., «На досуге», СПб., 1898, с. 65.

Петровский Ф. А.


Ты не читаешь стихов, а желаешь слыть за поэта.
Будь чем угодно, Мамерк, только стихов не читай.

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 82.

Север Г. М.


Ты не читаешь стихов, а хочешь считаться поэтом.
Будь чем угодно, Мамерк, — только стихов не читай.

Ср. VIII XX.


1. Не читаешь. О практике публичных декламаций своих стихов ср. II XX. Мамерк желает прослыть поэтом не прилагая к этому никаких усилий. Ср. III XLIV, где Лигурин наоборот такими декламациями измучил всех, и особенно Марциала, как «признанного мастера», у которого можно получить совет и протекцию. Организация публичных чтений (рецитаций) была частным делом автора и его друзей; обычай был введен еще при Августе Г. Азинием Поллионом, который стал приглашать гостей чтобы читать им свои произведения. Рецитации стали самым легким и удобным способом ознакомить образованную публику со своими сочинениями. Ср. у Плиния. ○ Плиний Младший, I XIII (1):

Большой урожай поэтов в этом году; в апреле не было почти ни одного дня без публичных чтений. Я радуюсь оживлению литературной деятельности и выступлениям талантливых людей публично о себе заявляющих. Слушатели, однако, собираются лениво. (2) Большинство сидит в портиках, тратит время на болтовню, и время от времени приказывают сообщить себе вошел ли чтец, произнес ли вступление, свернул ли уже значительную часть свитка. Только тогда они собираются, и то медленно, с задержками, и уходят не дожидаясь конца — одни тайком и прячась, а другие свободно, без стеснения...

(Я радуюсь. Радость Плиния связана с наступлением после смерти Домициана «редкого счастья думать что хочешь, и говорить что думаешь» (Тацит, «История» I I). Портиках. Porticus (по́ртик); крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны. Портики, дававшие укрытие от жары, были обязательным элементом архитектуры южного города. Обычно пристраивались к храмам и являлись местом прогулок, бесед, встреч (тж. деловых); использовались для публичных декламаций и чтений. В Риме многие портики являлись центрами городской жизни и деловой активности. Т.к. чтения происходили также в домах богатых людей, Плиний также имеет в виду портики вокруг или с какой-л. стороны внутреннего садика.)

Ювенал, VII 39—44:

...И если ты, сладостью славы
пылкий, читаешь — тебе приспособит он для выступленья
дом заброшенный, что уж давно за железным засовом,
с дверью подобной воротам замкнувшимся перед осадой;
даст и отпущенников рассадить на последних скамейках,
громкие даст голоса из среды приближенных, клиентов...

(О помощи автору в устройстве рецитации; от поиска помещения до организации клакеров, обеспечащих автору «восторженный прием публики».)

2. Только стихов не читай. Гораций, «Искусство поэзии» 474—476:

Так от ретивых поэтов бегут и ученый и неуч;
если ж поймает — конец; зачитает стихами до смерти,
и не отстанет пока не насытится кровью, пиявка.

Фет А. А.


Вслух не читаешь, Мамерк, и хочешь прослыть ты поэтом.
Будь чем угодно тебе, лишь ничего не читай.

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


LXXXVIII. На Мамерка.

Шатерников Н. А.


Ты не читал ничего, а хочешь казаться поэтом.
Будь чем угодно, Мамерк, — только стихов не читай.

Впервые: Шатерников Н. А., «Марциал. Избранные эпиграммы», М., 1937.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016