CLXXX. Europe picta.
Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 419.
180. Картина изображающая Европу.
CLXXX. Европа писанная.
Евро́па; сестра Кадма, основателя и первого царя г. Фивы. В эпиграмме референция к самому известному мифическому эпизоду связанному с Европой — Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка, и похитил ее, увезя на спине на о. Крит. На Крите Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этой связи родились Минос (Ми́нос, Ми́ной; царь о. Крит), Радамант (Радама́нт, Радама́нф; царь о. Крит) и Сарпедон (Сарпедо́н; участник Троянской войны); ср. XV XVIII 1. Кадм отправился на поиски сестры, однако по велению оракула должен был оставить поиски, последовать за встретившейся ему коровой, и там где корова опустится на землю основать город (и таким образом основал Кадмею, акрополь г. Фивы).
Очевидно одна из копий многочисленных изображений Европы — которая фигурировала в искусстве очень часто. (Сохранившиеся изображения представляют, как правило, похищение Европы Зевсом, или борьбу Кадма с драконом охранявшим источник в Фивах.) У Марциала неоднократно об одном из известнейших изображений Европы, находившемся в портике Помпея (II XIV 3, 5, 15, III XX 12, XI I 11); см. у Плиния. Ср. XIV CLXXV. ○ Плиний, XXXV XXXVII:
[Это] ведь, так, <Антифил> написал... в портике Помпея Кадма и Европу...
(О картине «Кадм и Европа» Антифила. Антифил. Анти́фил (IV в. до н.э.); греческий художник; прославлен работой со светом/тенью, жанровыми представлениями, карикатурами. Портике Помпея. Помпея портик; Портик в г. Рим; располагался на Марсовом поле; примыкал к театру Помпея с востока; картинная и скульптурная галерея; популярное место прогулок. Помпея. Гн. Помпе́й Великий (106—48 до н.э.); римский государственный деятель и военачальник; консул 70, 55, 52 до н.э.; участник первого триумвирата. Кадма. Кадм; сын Агенора, царя г. Тир, основатель г. Фивы в Беотии.)
1. Сделаться б лучше быком. Ирон. о любвеобильности «превосходного родителя богов»; ср. у Овидия о страстности Пасифаи. ○ Овидий, «Искусство любви» I 323—324:
Как ей хотелось Европою стать, или сделаться Ио —
той что любима быком, той что под пару быку...
(Пасифа́я; несколько лет не совершала священнодействий Афродите, за что та внушила ей любовь к быку, от которого Пасифая родила Минотавра (Минота́вр; чудовище с телом человека и головой быка).)
1. Превосходный. Optimus (наилучший, первейший, превосходящий прочих). Традиционный эпитет высокого стиля, именование Зевса-Юпитера как «божества божеств» — и главенствующего над прочими, и могущественнейшего из всех. У Гесиода и Гомера Зевс регулярно «πᾰτήρ ἀνδρῶν τέ θεῶν» (отец людей и богов). Здесь с иронией; если бы Зевс-Юпитер действительно был всемогущим, «превосходным родителем богов», он бы как минимум не уступил Гере и не выдал Ио (ст. 2); ср. XIV CLXXV 1. ○ Вергилий, «Энеида» X 1—4:
Вновь распахнулся меж тем чертог всемогущий Олимпа;
всех на совет родитель богов и людей повелитель
в звездный сзывает покой, из которого он озирает
земли все с высоты...
(Олимпа. Олимп; гора в Греции (совр. гор. Олимп в Греции); священная гора, место пребывания двенадцати «олимпийских богов» (Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Афродита, Гера, Гестия, Гермес, Гефест, Деметра, Зевс, Посейдон).)
Овидий, «Метаморфозы» VII 627—628:
Dum numerum miror, “totidem, pater optime,” dixi,
“tu mihi da cives, et inania moenia supple!..”
Их подивившись числу, «О отец благодатный! — сказал я. —
Столько же граждан мне дай, и пустынные стены восполни!..»
Энний, «Анналы» 181:
Qui antehac invicti fuere viri, pater optime Olympi, hos ego in pugna vici, victusque sum ab isdem...
Какие мужи были доселе непобеждены, отец превосходный Олимпа, — тех в битве я победил, и побежден ими же сам...
(Цитата у Павла Орозия, «История против язычников» IV (14).)
«Анналы» 203:
Tum cum corde suo divom pater atque hominum rex effatur...
Когда сердцем своим вещает отец богов и царь людей...
(Цитата у Макробия, «Сатурналии» VI I (10).)
2. Ио. Ἰώ; Ио́. Дочь Инаха, бога рек, либо дочь одного из первых царей г. Аргос. Смертная возлюбленная Зевса.
2. Ио телкой была у тебя. Зевс овладел Ио превратившись в облако. Чтобы скрыть эту связь от своей ревнивой жены Геры, он превратил Ио в корову. Гера заставила мужа подарить корову ей, и приставила к ней неусыпного стража Аргуса. Когда Аргуса в итоге убил посланный Зевсом Гермес, Гера наслала на Ио чудовищного овода, который долго преследовал ее по землям Европы, Азии, и Африки. В человеческий облик Ио вернулась только оказавшись наконец в Египте.
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
CLXXX. Писаная Европа.
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016