Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 67.
Перечисляются разные общественные здания Рима. Европа — портик на Марсовом поле с картиной похищения Европы. Ограда — излюбленное место для отдыха там же. Вблизи Ограды были портики с картинами, изображавшими мифических героев. Мемфисские святилища — храм Исиды. Грустная телка — Ио. Стоколонное зданье — портик у театра Помпея. Бани Лупа названы Эолией (островом ветров) за их сквозняки; бани Грилла были темными и грязными. Бык — Юпитер уносящий Европу. Марциал просит быка или прикончить Селия на арене, или же накормить его сеном.
О парасите Селии тж. II XI, II XXVII. Ср. III LXIII 11; XII LXXXII. Ср. «скрытом парасите» Классике II LXIX.
3. Европе. Εὐρώπη; Евро́па. Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка, и похитил ее, увезя на спине на о. Крит.
3. Европе. На Марсово поле. О картине похищения Европы быком-Зевсом на стене одного из портиков вокруг Марсова поля (очевидно, портика Помпея, который представлял собой художественную галерею; ср. ст. 10). Тж. ст. 5, 15; III XX 12.
4. Ноги Ахилловы. Ловкие и быстрые; как у Ахилла, прославленного ловкостью и быстротой. Марсово поле было одним из популярных мест занятий физическими упражнениями; здесь римляне играли в мяч, катали обруч, занимались бегом, борьбой, гимнастикой, плаванием в Тибре (на берегу которого Поле находилось). Селий прибегает на Марсово поле чтобы польстить Павлину в том как тот «занимается спортом». Ср. о Марсовом поле у Страбона. ○ Страбон, V III (8):
Напротив, люди более позднего времени, особенно теперешние и мои современники, не отстали в этом отношении и украсили город множеством прекрасных сооружений... Большая часть этих сооружений находится на Марсовом поле, где к природной красе присоединяется еще красота искусственно созданная. В самом деле, и величина поля вызывает изумление — так как, несмотря на столь большое число людей, которые играют в мяч, катают обруч, или упражняются в борьбе, там все-таки одновременно остается место для беспрепятственного бега колесниц и всяких других конных упражнений. Затем окружающие Марсово поле произведения искусства, земля, круглый год покрытая зеленым газоном, и венки холмов над рекой, тянущихся до ее русла, являют взору вид театральной декорации; все это представляет зрелище от которого трудно оторваться... Кругом — множество портиков, парки, три театра, амфитеатр и пышные храмы, расположенные друг за другом, так что описание остального города, пожалуй, излишне...
4. Ахилловы. Ἀχιλλεύς; Ахи́лл, Ахи́ллес. Участник Троянской войны. Храбрейший из войска Агамемнона.
5. Септам. Saepta; Се́пты. Сооружение в г. Рим. Букв. «ограда»; огороженное пространство для подачи голосов в народном собрании; на Марсовом поле.
5. Септам. Здесь о портике храма Нептуну около Септ; с картинами кентавра Хирона (сына нимфы Филиры, откуда имя Филлирид; «Филиров») и Язона (сына царя Эзона, откуда имя Эзонид; «Эзонов»), далее в ст. 6. Тж. III XX 11, ср. II LVII 2.
6. Филлирид. Χείρων; Хиро́н. Кентавр. В отличие от большинства остальных кентавров, известных буйством, пьянством, враждебностью к людям, был мудрым и добрым. Ученик Аполлона и Артемиды; в свою очередь наставник многих героев: Ахилла, Диоскуров, Орфея, Ясона и других. Обучал медицинскому искусству Асклепия, Патрокла; охотничьему Актеона. Друг Геракла. Здесь по имени матери, нимфы Филиры.
6. Филлирид. О скульптурной группе (симплегме) у Септ изображающей Хирона и его воспитанника Ахилла (по-видимому, сцену обучения последнего); находилась в портике храма Нептуну около Септ. Об этой группе упоминает тж. Плиний. ○ Плиний, XXXVI IV:
Не более ясно и то кто создал Олимпа и Пана, Хирона с Ахиллом в Септах, хотя по их славе они оцениваются как достойные того чтобы за них давали ручательство головой...
(Олимпа. Оли́мп; флейтист из Фригии. Любимый ученик Марсия (сатир; овладел игрой на флейте в таком совершенстве, что осмелился вызвать Аполлона на состязание; Аполлон выиграл состязание, и в наказание содрал с Марсия кожу). Пана. Пан; бог стад. Покровитель пастухов; позднее покровитель всей природы. Изображался в виде человека с рогами, козлиными ногами и козлиной бородой.)
6. Эзонид. Ἰάσων; Иасо́н, Язо́н, Ясо́н. Аргонавт, участник Калидонской охоты. Предводитель Аргонавтов, отправившихся на корабле «Арго» в Колхиду за золотым руном. Здесь по имени отца, царя Эзона.
6. Эзонид. О группе картин изображающих поход Аргонавтов на стенах портика храма Нептуну.
6. Портики были популярнейшим местом прогулок. Возможно, среди гуляющих по портику найдется какой-то знакомый, кто пригласил бы Селия на обед.
7. Мемфисскому. По названию г. Мемфис (город в Египте; в районе совр. г. Каир в мухафазе Каир Египта, ок. 30 км к югу).
7. Мемфисскому... храму. «Египетскому» храму; т.е. храму египетской богине Исиде. Культ Исиды в Риме был очень популярен; в г. Рим имелось восемь храмов Исиде, главный из которых находился на Марсовом поле; тж. III XX 10, XI XLVII 4.
8. Носилок. Cathedra; καθέδρα (ка́федра). 1) Женское кресло-носилки. 2) Скамейка для девочек в школе. 3) Стол преподавателя. Здесь в (1).
8. Носилок. Твоих последовательниц, которые прибывают в носилках (соответственно достаточно высокого положения чтобы давать большие званые обеды, попасть на который мог бы и Селий).
8. Телка. Здесь Исида (ст. 6) как нимфа Ио, превращенная Зевсом в корову; по одной из версий мифа об Ио, в Египте она стала этой богиней.
8. Печальная. Т.к. претерпела в жизни большие страдания. Все версии мифов об Ио имеют общую линию: она была возлюбленной Зевса; Зевс, чтобы скрыть ее от Геры, своей супруги, превращает ее в корову; Гера требует чтобы Зевс подарил ей эту корову, который отказать не может; после «плена» у Геры Ио так или иначе удается освободиться, после чего долгое время она проводит в скитаниях в облике коровы; оказывается в стране скифов, где к скале прикован Прометей, который предсказывает ей, что она избавится от мук в Египте; рано или поздно затем оказывается в Египте, где Зевс возвращает ей человеческий облик, после чего у нее рождается от Зевса сын, Эпаф; Эпаф становится первым царем Египта, и строит Мемфис (ср. ст. 7). О храме, Исиде-Ио ср. у Ювенала. ○ Ювенал, VI 520—529:
Все что внезапной и тяжкой опасностью ей угрожает
в эти одежды ушло, принося искупление за год.
Ради того и зимой через лед нырнет она в реку,
трижды поутру в Тибр окунется, на самых стремнинах
голову вымоет в страхе — и голая, с дрожью в коленях,
в кровь исцарапанных, переползет все Марсово поле
(гордого поле царя); прикажет ей белая Ио —
вплоть до Египта пойдет, и воду от знойной Мерои
взяв, принесет чтобы ей окропить богини Исиды
храм — возвышается он по соседству с древней овчарней...
(Гордого поле царя. Марсово поле считалось вотчиной царя Тарквиния Гордого. Белая. Цвет коровы в которую Зевс превратил Ио. Мерои. Меро́е, Меро́э, Меро́я; город в Африке (на терр. совр. Судана, между гг. Асуан и Хартум).)
8. Бдит. Амбив. Assidere: 1) сидеть рядом; 2) находиться на страже.
9. На сотне колонн... кров... висящий. Vipsania porticus; Випса́ния портик (Europae porticus, Pollae porticus; Европы портик, Поллы портик). Портик в г. Рим. Строительство начато М. Випсанием Агриппой между 27 и 17 до н.э., продолжено его сестрой Поллой, завершено Августом к 7 до н.э. Располагался в центральной части Марсова поля, у пересечения Фламиниевой дороги и акведука Аква Вирго. В портике находилась «карта мира Агриппы» — карта всех известных римлянам территорий, гравированная на мраморе, законченная также после смерти Агриппы Августом. Тж. I CVIII 3, III XIX 1, IV XVIII 1, X LXXXVII 9.
10. Роще двойной... что оставил Помпей. Портик Помпея, с прилегающей к нему рощей и двумя садами; построен в 55 до н.э. Гн. Помпеем, примыкал к Театру Помпея. Вместе с этими высаженными по строгому плану садами, был первым общественным парком в г. Рим.
10. Помпей. Великий, Помпе́й Гн. (Magnus, Pompeius Cn.; 106—48 до н.э.). Римский государственный деятель и военачальник. Консул 70, 55 и 52 до н.э. Участник первого триумвирата.
11—12. Фортунат, Фавст, Грилл, Луп — владельцы дешевых плохих бань. Селий обходит эти бани отчаявшись, как крайнее средство заполучить хоть какое-то приглашение на обед. О банях Лупа и Грилла тж. I LIX 3.
11—13. Традиция ходить в баню перед обедом настолько укоренилась, что баня считалась своего рода приготовлением к обеду (ср. I LIX 4); надежда Селия получить приглашение на обед в банях вполне обоснована, однако его игнорируют.
12. Эолию. Αἰόλια; Эо́лия. Остров на котором пребывал владыка ветров Эол. О вечных сквозняках в банях Лупа.
13. Термах. Thermae; θερμαί (те́рмы). Общественные бани.
15. Прохладной. Уже остывшей от дневного жара; вечерней.
15. Европы. Ст. 3.
15. Тж. III XX 13.
17. Твоей... девицы. Похищенной им Европы.
17—18. Носильщик игривый... Бык. Зевс, похититель Европы. Явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка, и похитил ее, увезя на спине на о. Крит.
18. Пригласи... на обед. 1) Если твоя возлюбленная Европа не может сделать так чтобы Селия пригласили знакомые, то, очевидно, только такое могущественное божество как ты может хоть как-то помочь. 2) С аллюзией на слова Леонида I, царя Спарты, обратившегося к своим соратникам перед Фермопильской битвой 480 до н.э: «Держитесь, спартанцы! Обедать сегодня будем, возможно, на том свете». Селий пытается добиться приглашения на обед с ожесточенной доблестью достойной славы Леонида и его войска; тем не менее, судя по тщетности его усилий, пообедать в гостях ему придется, возможно, только у вышних богов. Зевс, пригласи Селия на обед [сам] — призови на небо, прекрати его земные мучения, чтобы он перестал так страдать не будучи никем приглашен.
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
XIV. Паулину о Селии, искателе ужинов.
3. К Европе. На Марсовом поле в Риме у ограды, на одном из портиков находилась картина — похищение Европы быком Юпитером.
4. Быстроногий. Ахиллес.
5. Ограда. Мраморная балюстрада, место голосования на Марсовом поле, вблизи которой находились портики Агриппы с картинами, изображавшими центавра Хирона (сына нимфы Филиры и Сатурна) и Язона (сына Эзона) и Аргонавтов, где во время Сатурналий продавцы разбивали свои палатки, и по соседству которых находились лавки с драгоценными товарами (см. IX 59, 2).
7. Храм Мемфисский. У Изиды в Риме было восемь храмов, и главный из них на Марсовом поле. Изида здесь, как и часто у поэтов, смешивается с Ио, которую Юпитер, спасая от ревности Юноны, превратил в корову. Поэтому стих 8-й — телка печальная.
9. На сотне колонн. Портик Агриппы (см. I 108, 3).
10. Дар Помпея. Портик с прилегающей к нему рощей и двумя садами.
11—12. Фортунат, Фавст, Трилл, Луп — владельцы бань. Лупова может быть на горе, а потому и на ветру.
15. К жарким букам. Близ портика Европы (см. III 20, 12).
18. Ужинать. Сеном.
Впервые: Шатерников Н. А., «Марциал. Избранные эпиграммы», М., 1937.
3. Портик Европы — на Марсовом поле.
6. Филлирид — на группу изображающую кентавра Хирона и Ахилла в Ограде, указывает и Плиний («Естественная история» XXXVI 29).
6. Эвонид — изображение предводителя Аргонавтов; находилось в портике Агриппы неподалеку от Ограды.
8. Грустная телка — нимфа Ио, мифическая возлюбленная Зевса (Юпитера), превращенная в корову и опять принявшая человеческий образ после своего бегства в Египет, где сыном ее от Зевса был, по преданию, построен город Мемфис. Ио отождествлялась с египетской богинею Изидой. Храм Изиды был на Марсовом поле.
9. На сотню колонн — имеется в виду колоннада у портика Помпея.
18. Бык — Юпитер, похититель Европы.
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016