CLXXV. Danae picta.
Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 418.
175. Картина изображающая Данаю.
CLXXV. Даная писанная.
Очевидно копия картины Артемона (Артемо́н; IV в. до н.э.; греческий художник), о которой упоминает Плиний. О tabella/tabula [picta] см. к XIV CLXXIII. Дана́я — персонаж греческой мифологии; дочь Акрисия, царя г. Аргос; мать Персея; см. к ст. 1. Ср. XIV CLXXX. ○ Плиний, XXXV XL:
Артемон <написал> Данаю с восхищающимися ею разбойниками...
1. Деньги... давал... Данае. Аполлодор, «Мифологическая библиотека» II IV (1):
Царю Акрисию, обратившемуся к богу с вопросом родятся ли у него дети мужского пола, бог ответил, что у его дочери Данаи родится сын, который его убьет. Испугавшись, Акрисий соорудил под землей медный терем и стал стеречь в нем Данаю. Некоторые говорят, что ее совратил Пройт, откуда и ведет свое начало вражда между ними; другие же сообщают, что Зевс, превратившись в золото, протек через крышу к Данае, и, проникнув в ее лоно, сошелся с ней. Когда Акрисий позднее узнал, что она родила Персея, он не поверил в то, что ее совратил Зевс, заключил дочь вместе с родившимся мальчиком в ящик, и бросил в море...
(Акрисию. Акри́зий, Акри́сий; царь о. Аргос; отец Данаи, дед Персея. Пройт. Прет, Пройт; царь г. Тиринф; брат-близнец Акрисия. Зевс. Зевс; божество греческого пантеона; бог неба, грома и молний, дневного света. Персея. Персе́й; герой греческой мифологии; победитель горгоны Медузы, спаситель Андромеды.)
Овидий, «Любовные элегии» III VIII 29—34:
Зная, что нет ничего всемогущее денег, Юпитер
с девой, введенной в соблазн, сам расплатился собой;
без золотых и отец был суров, и сама недоступна,
в башне железной жила, двери — из меди литой.
Но лишь в червонцы себя превратил обольститель разумный —
дева, готова на все, тотчас одежды сняла...
(Юпитер. Юпи́тер; божество латинского пантеона; бог неба, грома и молний, дневного света. Здесь как латинское соответствие Зевса.)
Ферекид:
Когда Акрисий вопросил дельфийский оракул родится ли у него сын, дельфийский бог ответил, что у него самого не будет потомка мужского пола, но у дочери его родится сын, который лишит Акрисия жизни. Акрисий вернулся в Аргос и соорудил там под землей внутри ограды своего дворца медное помещение, в котором стал держать в заключении свою дочь Данаю вместе с кормилицей, чтобы та не родила сына. Но Зевс, влюбившись в деву, превратился в золотой дождь и протек через крышу. Даная приняла этот дождь в свое лоно, и Зевс, вернув себе свой облик, сошелся с ней. От этого союза родился сын Персей, и Даная вместе с кормилицей тайно от Акрисия вскормила его. Когда Персею исполнилось три или четыре года, Акрисий услышал голос игравшего мальчика. Он приказал слугам привести к нему Данаю вместе с кормилицей. Предав кормилицу смерти, он повел Данаю вместе с сыном к алтарю Зевса Оградного. Оставшись с ней наедине, Акрисий спросил ее от кого у нее родился сын. Та ответила: «От Зевса». Но Акрисий не поверил ей, и посадил в ящик вместе с сыном. Заколотив его, он бросил ящик в море...
(В схолиях к Аполлонию Родосскому, IV 1091, 1515. Дельфийский оракул. Оракул при храме Аполлона в г. Дельфы (город в Греции; в районе совр. г. Дельфы в номе Фокида Греции), расположенных у подножия южного склона гор. Парнас (гора в Греции; совр. гор. Дельфийский Парнас в Греции); одно из главных прорицалищ в эллинском мире. Аргос. Аргос; город в Греции (совр. г. Аргос в периферии Пелопоннес Греции).)
1—2. Деньги... давал... Данае... Леда... дала. Овидий, «Любовные элегии» III XII 33—34:
Сходит дождем золотым, иль лебедем мчится Юпитер...
быком по морю деву везет...
(Быком по морю деву везет. Зевс явился Европе (Евро́па; сестра Кадма, основателя и первого царя г. Фивы), игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка, и похитил ее, увезя на спине на о. Крит. Там Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел ею. От этого союза родились Минос (царь Крита), Радаманф (судья в Аиде), и Сарпедон (герой Троянской войны). Ср. XV XVIII 1.)
1. Правитель Олимпа. Regnator Olympi. Зевс. Традиционный эпитет высокого стиля, здесь с иронией; если бы Зевс действительно был таким всемогущим как божество и «лидер божественности», он мог/должен был взять Данаю «просто так», как взял Леду. ○ Вергилий, «Энеида» II 779:
Fas aut ille sinit superi regnator Olympi...
Не́ дал этого нам властитель бессмертный Олимпа!..
«Энеида» VII 557—558:
Te super aetherias errare licentius auras
haud pater ille velit, summi regnator Olympi...
Но не дозволил Отец, повелитель великий Олимпа,
чтобы при свете дня ты носилась по́ небу вольно...
«Энеида» X 435—437:
Egregii forma, sed quis Fortuna negarat
in patriam reditus; ipsos concurrere passus
haud tamen inter se magni regnator Olympi...
Оба прекрасны лицом, но обоим не́ дали судьбы
к отчим вернуться домам; повелитель великий Олимпа
им не дозволил сойтись лицом к лицу в поединке...
1. Олимпа. Olympus; Όλυμπος; Оли́мп. Гора в Греции (совр. гор. Олимп в Греции). Священная гора, место пребывания двенадцати «олимпийских богов» (Аполлон, Арес, Артемида, Афина, Афродита, Гера, Гестия, Гермес, Гефест, Деметра, Зевс, Посейдон).
2. Леда. Λήδα; Ле́да; дочь Фестия, царя Этолии. Когда Леда купалась на р. Эврот, Зевс, поразившись ее красотой, предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею; Леда снесла яйцо, из которого появились на свет Кастор, Полидевк (братья Диоскуры) и Елена Прекрасная.
2. Дала. II IX 1—2, IV VII 1, VII XXX 1. ○ Овидий, «Искусство любви» I 345:
Quae dant, quaeque negant, gaudent tamen esse rogatae...
Какие дают, какие отказывают, будучи прошены, однако, — рады...
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
CLXXV. Писаная Даная. Данаю, запертую в медную башню, посетил Юпитер в виде золотого дождя. О Данае написанной Никием упоминает Плиний.
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016