Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 80—81.
2. Салом подмазывать ось. Поговорочное выражение о без толку торопливых людях (unguendis axibus).
4. Мальчик Брутов. Об этой знаменитой статуе, с которой делалось много копий, см. IX 50 5, XIV 171.
Косконию тж. III LXIX. С референцией к краткости (brevitas) как главной «добродетели» литератора (ст. 1). Марциал выражает свою позицию: истинная «литературная» brevitas — это не собственно малый объем, а некая «плотность» текста, при которой уже нельзя удалить буквально слова чтобы не нарушить смысл вкладываемый автором (ст. 7—8; ср. у Плиния). Ответы Марциала на упреки как негодному автору ср. в II VIII, II LXXI; тж. I XVI, VII LXXXI. Ср. III LXIX 2, I CX 1.
2. Салом подмазывать ось. Погов. Utilis unguendis axibus esse (быть пригодным [только] для смазывания оси). О тех кто всегда спешит, кому ничто не кажется/не представляется достаточно быстрым; и, как экспликация, — достаточно пригодным, хорошим. Коннотация поговорки: адресат — человек недалекого ума (связано отчасти с тем, что в латинской культуре образ «жирного, лоснящегося» соответствует «глупому, тупому»).
3. Колосс. Colossus Neronis; Коло́сс Неро́на. Сооружение в г. Рим. Гигантская статуя Нерона, выполненная по его заказу Зенодором. Изначально находилась в вестибюле «Золотого дома Нерона», резиденции Нерона на Палатине. После правления Нерона Веспасиан перепосвятил колосс Гелиосу. Находилась у амфитеатра Флавиев, со стороны Форума. По этой статуе амфитеатр Флавиев получил название «Колизей» (Colosseum; «Колоссов»). Превосходила знаменитое «чудо света» — Родосский колосс, статую Гелиоса работы Хареса высотой 36 м.
4. Мальчика Брутова. Статуя мальчика-карлика работы Стронгилия, любимый экземпляр коллекции М. Юния Брута. Тж. IX L 5, XIV CLXXI. ○ Плиний, XXXIV XIX:
<Стронгилий> создал Мальчика — которого Брут Филиппийский, обожая, прославил своим когноменом...
(Брут Филиппийский. М. Ю́ний Брут Цепио́н; римский государственный деятель; известен как один из убийц Г. Юлия Цезаря. Когноменом. Cognomen (когно́мен); индивидуальное прозвище, данное некогда кому-либо из представителей рода; часто переходило на потомков и становилось именованием семьи или отдельной ветви рода.)
4. Брутова. Брут Цепио́н, Ю́ний М. (Brutus Caepio, Iunius M.; 85—42 до н.э.). Римский государственный деятель. Известен как один из убийц Г. Юлия Цезаря.
4. Кратким. Амбив. Brevis: 1) малорослый, невысокий, низкий; 2) краткий, сжатый, лаконичный. В (2) согласовано с идеей brevitas.
5. У Марса с ученым Педоном. Любопытно, что в V в. Сидоний Аполлинарий упоминает самого Марциала вместе с Марсом и Педоном (тж. с Силием Италиком и Тибуллом). ○ Сидоний Аполлинарий, «Песни» IX 259—268:
...Ни Марс, ни Педон, ни Силий, ни Тибулл... ни колкий безгранично Марциал...
(Силий. Си́лий Ита́лик; римский государственный деятель; консул 68 г; поэт эпического жанра; автор крупнейшей эпической поэмы о Второй пунической войне. Тибулл. А́льбий Тибу́лл; римский поэт.)
5. Марса. Марс, Доми́ций (Marsus, Domitius; ум. 19/12 до н.э.). Римский поэт; лирик, эпиграмматист, эпик. Один из протеже Г. Цильния Мецената. Известен сборником эпиграмм «Цикута» (Cicuta), эпической поэмой «Амазонида» (Amazonis), сочинением в прозе «Об изяществе» (De urbanitate). Сохранились три эпиграммы — одна на смерть Альбия Тибулла, две — на смерть Атии, матери Августа.
5. Ученым. Doctus. «Стандартный» эпитет в литературе 2-й пол. I в. в отношении «изысканных» авторов, в особенности поэтов. Марциал использует его регулярно, в т.ч. в отношении самих Муз (I LXX 15, IX XLII 3, X LVIII 5).
5. Педоном. Педо́н, Альбинова́н (Pedo, Albinovanus; I в. до н.э.). Римский поэт; эпик, возможно тж. элегик. Сохранился один фрагмент.
6. Работа. Opus. Стихотворение, эпиграмма, и т.п.
6. Страниц. Pagina («страница»). Одна колонка текста на свитке книги; от 25 до 45 строк. Стихотворение в жанре короткой формы (в частности эпиграмма) длиной в две страницы будет «длинным по любому счету». Об устройстве книги см. к I II 3, I LXVI 8, 10.
7—8. Плиний Младший, «Письма» V VII (42—43):
(42) ...Я считаю первой обязанностью писателя прочесть свое заглавие, и не раз спросить себя о чем он собирается писать. Если он крепко держится своего сюжета, длиннот у него не будет, и их окажется множество если он станет что-то еще набирать и притягивать. (43) Ты видишь в скольких стихах Гомер, в скольких Вергилий описывают оружие — один Энея, а другой Ахилла — оба они кратки, ибо заняты выполнением задуманного. Ты видишь, что Арат не пропускает самых маленьких звезд и о них рассказывает, и, однако, лишнего у него нет; он не отклоняется в сторону и работает над своей темой. (44) ...Если пытаясь представить твоим глазам свою виллу мы не говорим ничего не относящегося к теме, то велико не письмо занятое описанием, а вилла — предмет этого описания...
(Гомер. Гоме́р; греческий поэт; сказитель; вероятный создатель эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Вергилий. П. Верги́лий Маро́н; римский поэт; один из Трех великих латинских поэтов (Вергилий, Гораций, Овидий). Энея. Ойне́й, Эне́й; участник Троянской войны. Предводитель отряда, странствования которого пересказаны Вергилием в «Энеиде». Переселился в Италию с остатками своего народа, объединившегося затем с латинами, и основал город Лавиний; его сын Асканий (Юл) основал город Альба Лонга. Ахилла. Ахи́лл, Ахи́ллес; участник Троянской войны. Храбрейший из войска Агамемнона. Арат. Ара́т Соле́йский; греческий поэт; автор астрономической поэмы «Явления» (Φαινόμενα) в 732 стихах и поэмы «Признаки погоды» (Διοσημεία) в 422 стихах.)
8. Твои даже двустишья длинны. Если из твоих двустиший убрать все без чего они не потеряют смысл [который ты пытаешься в них вложить], то от них не останется даже слова [этого] смысла.
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
LXXVII. На Коскония.
3. Колосс, (см. Зрел. 2 1).
4. Брутов мальчик (см. IX 50 5 и XIV 171).
5. Марз и Педон (см. I письмо).
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016