Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 108.
Север Г. М., «Марциал не по-детски: 200 обсценных эпиграмм», Toronto, 2012, с. 31, 33.
1. Равеннским. По названию «Равенна» (Раве́нна; город в Италии; совр. г. Равенна в регионе Эмилия-Романья Италии).
2. Кибелы. Cybele; Κυβέλη; Кибе́ла. Великая Мать богов; по функциям близка к Рее, иногда отождествляется. Имеет фригийские корни; возможно восходит к месопотамской Кубабе.
2, 7. Кибелы скопцов... петухи. Оскопленные жрецы богини Кибелы; см. к I XXXV 15, ср. II XLV 2, III LXXXI 3.
5. Это кастраты прознав. При каждой локальной «братии» жрецов Кибелы должен был быть «ритуальный центр» — красивый мальчик-кастрат, как олицетворение юноши Аттиса. По одной из версий мифа, Аттис был похищен и оскоплен самими галлами во время празднования; судя по некоторым свидетельствам, практика похищения и оскопления галлами красивых мальчиков была распространенной. В этом случае ситуация для галлов была наиболее благоприятной, т.к. беглый раб находился вне закона.
9. С краю. Sponda. 1) Подножие на которое помещалось ложе кровати. 2) Собственно ложе кровати. 3) Внутренняя, «у стенки», часть большой кровати на постоялых дворах, на которой спали несколько человек. Здесь в (3).
9—10. С краю... у стенки. Spondae... pluteo. На постоялых дворах были большие кровати, на которых спали несколько человек.
10. У стенки. Pluteum, pluteus. Внутренняя, «у стенки», часть большой кровати на постоялых дворах, на которой спали несколько человек.
11. Оленихой... девицу... подменили. Об Ифигении, дочери Агамемнона и Клитемнестры. Когда греки отправлялись под Трою, Агамемнон оскорбил Артемиду, убив на охоте посвященную ей олениху (cerva). Артемида разгневалась на Агамемнона, связала все ветры, и флот греков не мог двинуться в путь. Прорицатель объявил, что богиню можно умилостивить, но только принеся ей в жертву Ифигению, самую красивую из дочерей Агамемнона. Агамемнону по настоянию товарищей и соратников пришлось согласиться. Когда Ифигению привезли и подготовили все для жертвы, Артемида сжалилась и в последний момент заменила девушку оленихой, а саму девушку похитила и унесла в Тавриду. Изложение мифа представлено у Овидия в «Метаморфозах». ○ Овидий, «Метаморфозы» XII 34:
Так заменила тогда оленихой деву Диана...
12. Оленя. Cervus. «Оленями» назывались беглые рабы (т.к. убегали «как олени от охотника»). Здесь также скрытая парономазия cervus (олень) — servus (раб) и, в контексте мифа об Ифигении, ироничная аналогия с жертвоприношением.
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
XCI. Об отставном и Ахилле.
11. Дева, Ифигения.
12. Оленю, игра слов cervo вместо servo, ибо в древности по созвучию употребляли слово cervus вместо servus. Здесь собственно рабу, мальчику в обмен.
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016