Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 33.
1. Юлий. Юлий Марциал, один из ближайших друзей Марциала. Посвященные ему эпиграммы принадлежат к числу лучших у Марциала. Эпиграмма IV 64 посвящена описанию усадьбы Юлия на Яникуле, а VII 17 — описанию его библиотеки.
3. Шестидесятого ты уже консула скоро увидишь. Т.е. тебе минет шестьдесят лет. Консулы избирались на год, и год этот обозначался их именами.
Север Г. М., «Марциал, Эпиграммы, Книга I», Toronto, 2018, с. 15.
Л. Юлию Марциалу, одному из ближайших друзей Марциала; ему тж. I CVII, IV LXIV (описание усадьбы Юлия на Яникуле), VII XVII (описание библиотеки), V XX, IX XCVIII, XII XXXIV; упоминается в III V 4. В XII XXXIV Марциал замечает, что с Юлием они знакомы тридцать четыре года; Книга XII была написана в 100/101, т.е. в год публикации Книги I (85/87) они были знакомы 18/21 лет. Эпиграмма входит в число девяти «эпикурейских»; тж. II LIX, II XC, IV LIV, V LVIII, VII XLVII, VIII XLIV, VIII LXXVII.
1. Копия с Овидия. ○ Овидий, «Скорбные элегии» I V 1—2:
O mihi post nullos umquam memorande sodales,
et cui praecipue sors mea visa sua est...
Ты, кто меж прочих друзей не бывал мною назван не первым,
ты, кто долю мою долей считаешь своей...
3. Исполняется консул. В римской традиции летосчисления годы обозначались именами консулов (consul) избранных на этот год (или одного из консулов, которые избирались по двое). С эпохи Августа (с 16 до н.э.), наряду с датировкой по консулам входит в употребление летоисчисление от предполагаемого года основания Рима (753 до н.э.): ab Urbe condita, ab U.C., A.U.C. Тем не менее, в обиходе обозначение годов по именам консулов оставалось более естественным и предпочтительным — чем по номеру «от основания Города»; по номеру год обозначался, как правило, в письменных документах. Отсюда употребление tibi consul instat («тебе предстоит консул»).
3. Консул. Consul (ко́нсул). Должностное лицо, высшая выборная магистратура (государственная должность). Изначально выбирались только из патрициев (представителей высшего класса), но в результате борьбы плебеев с патрициями с 367 до н.э. один из консулов, которых было двое, стал избираться из плебеев (представителей низшего класса). Обладали высшей гражданской и военной властью, набирали легионы и возглавляли их, созывали Сенат и комиции, председательствовали в них, назначали диктаторов, производили ауспиции, и пр. При Империи консулы утратили реальную власть; должность превратилась в почетный титул, из выборной превратилась в назначаемую.
4. См. к ст. 11—12.
9. Храни, сберегая. Adsere. Игра на значении adsere: 1) объявлять, признавать; 2) защищать, охранять. В первом значении слово используется в формуле освобождения раба на волю. Хозяин, освобождая раба, бил его по щеке и произносил «hunc liberati causa manu adsero» («этого свободы ради рукой освобождаю»). Коннотация к образу радостей, которые стремятся убежать, освободиться, ускользнуть «на волю».
11—12. Дистих (и эпиграмма в общем) отсылает к одному из положений эпикуреизма, изложенному формулой «Цветы нужно собрать до того как они увянут» (из которой, в частности, выводится известное «Carpe diem» Горация; обрывай день как лепесток еще не осыпавшегося цветка). В Риме I в. до н.э. — I в. эпикуреизм пользовался большой популярностью (хотя трактовался «плоско», с отличиями от оригинального толкования самим Эпикуром и его непосредственными последователями). К этому положению восходит одна из трактовок принципа «memento mori» (помни о смерти) как «воспринимай каждый день так будто он последний» (соответственно, «проживай»). В среде «золотой молодежи», «образованных кругов», «литературной элиты» принцип интерпретировался таким образом, что нужно, «помня о смерти», пытаться получить от жизни все до последнего удовольствия, при этом находя смысл [такой] жизни не столько в них, сколько в охоте за ними (трактовка очень характерна на примере Евмолпа и Трималхиона у Петрония; ср. «Сатирикон» XXXIV, XLIII, LXXII, XCIX, CIV). Подлинные эпикурейцы, однако, вкладывали в это положение следующий смысл: когда неложно осознаешь, что смерть может случиться в любой момент: 1) пустая, на первый взгляд «значимая» ежедневная суета отойдет и перестанет потреблять силы и время; 2) каждый следующий день будет восприниматься как [неожиданный] дар, и будет еще благостнее сегодняшнего. Марциал в своей интерпретации занимает среднее положение между исходным «чисто» эпикурейским и популярным «новым» римским; ни в коем случае не следует лишать себя чувственных удовольствий, но так же не следует превращать жизнь только в стремление к ним. Ср. II LIX 4. ○ Гораций, «Оды» I XI 6:
Будь мудра, разумей, ви́на цеди, долгой надежды нить
сроком кратким урежь. Мы говорим, век же завистлив наш
мчится — день обрывай, меньше всего веря в грядущий день.
(Обрывай. Carpe: 1) обирать, срывать; 2) обрывать, ощипывать.)
Гораций, «Послания» I IV 12—13:
Между забот и надежд, разгневанный, в страхе, подумай —
каждый тебе блистает что день — быть может, последний...
Петроний, XXXIV (4):
[Трималхион:] Горе нам, жалким, увы! Насколь-то людишко ничтожен!
Станем мы все таковы едва нас Плутон запохитит.
Значит покуда живем — будем от пуза мы жить.
(Плутон. Плуто́н; бог смерти и подземного царства мертвых.)
Петроний, XCIX (1):
[Евмолп:] — Я всегда и везде жил так чтобы каждый день
проедать будто последний...
11. Мудрецу. 1) Мудрому человеку вообще. 2) Эпикуру в частности; соответственно эпикурейцу.
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I, с. 37.
XV. Юлию.
Впервые: Шатерников Н. А., «Марциал. Избранные эпиграммы», М., 1937.
3. Консул дважды тридцатый. Марциал хочет сказать, что Юлию исполняется шестьдесят лет (консулы в древнем Риме избирались сроком на один год).
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016