Впервые: «Иллюстрированная газета», СПб., 1865, 9 сент., с. 159.
Постуму.
Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 157—158.
[Постуму.] Постум — один из патронов Марциала. Ему IV XXVI, IV XL, V LII, V LVIII.
Эпиграмма из числа десяти «эпикурейских», тема которых выражена известнейшим горациевским carpe diem («срывай день»; Гораций, Оды I XI); пока есть возможность, следует наслаждаться жизнью. ○ I XV, II LIX, II XC, IV LIV, V XX, V LVIII, V LXIV, VII XLVII, VIII XLIV, VIII LXXVII.
2, 6. Скажи. Dic mihi (скажи мне). Штамп. Тж. I XX 1, I XLVI 4, II LXXXIX 6, III XI 4, III XXX 2, III LXIII 2, V LV 1, VIII III 12, VIII XXIX 2, VIII LXXVI 1, IX XLVII 8, IX LXXXII 6, IX XCIII 3, X LVI 8, XII XCI 3, XII XCII 4, XIII XIV 2, XIV CLXXIX 1, XIV CCXV 1. Ср. V LIII 3 crede mihi, IV LIII 8 quid ergo [est].
4. Парфян. Parthi (парфя́не). Группа индоиранских племен. Область расселения — к югу и юго-востоку от совр. Каспийского моря. Здесь о жителях Парфии (область в Азии; на терр. совр. Ирана и приграничных областей смежных государств).
4. Парфян... армян. Армения и государства Парфии во 2-й пол. I в. — крайние территории античной ойкумены; Армения на северо-востоке, Парфия — на востоке. Также традиционно считались средоточием богатств, в частности государства Парфии, которые торговали с дальним Востоком (Индия, Китай). У парфян... у армян — в странах сказочных богатств «на краю света».
4. Армян. Armeni, Armenii (армя́не). Группа индоевропейский племен; область расселения — совр. Армянское нагорье. Здесь о жителях Армении (государство в Малой Азии; на терр. совр. Армении и смежных приграничных областей Азербайджана, Грузии, Ирака, Ирана).
5. Приама. Πρίαμος; Приа́м. Царь г. Троя. Шестой и последний царь города.
5. Приама... Нестора. Постум повторяет свое «завтра» уже очень долгое время. Приам, Нестор часто фигурируют как символы долгой жизни, очень преклонного возраста; например Нестор, по Гигину, прожил три человеческих века. ○ II LXIV 3, VI LXX 12, VIII LXIV 14.
5. Нестора. Νέστωρ; Не́стор. Царь г. Пилос. Аргонавт, участник Калидонской охоты, участник Троянской войны.
6. Не стоит относиться к [гипотетическим] благам [завтрашнего дня] как к товару, который постоянно в продаже и который можно [будет] приобрести когда пожелаешь.
7—8. Но жить и сегодня-то... пожил вчера. Пока есть возможность, следует наслаждаться жизнью. К одной из максим эпикуреизма — «Будем вкушать жизнь пока живем», изложенной формулой «Цветы нужно собрать до того как они увянут» (из которой, в частности, выводится известное «Carpe diem» Горация; обрывай день [как лепесток еще не осыпавшегося цветка]). К этой максиме восходит одна из трактовок принципа «Memento mori» (помни о смерти) — как «воспринимай каждый день так будто он последний» (соответственно, «проживай»). В среде «золотой молодежи», «образованных кругов», «литературной элиты» принцип трактовался плоско, с отличиями от оригинального толкования самим Эпикуром и его непосредственными последователями — интерпретируясь таким образом, что нужно, «помня о смерти», пытаться получить от жизни все до последнего удовольствия, при этом находя смысл [такой] жизни не столько в них, сколько в охоте за ними. Подлинные эпикурейцы вкладывали в это положение иной смысл — когда неложно осознаешь, что смерть может случиться в любой момент: 1) пустая, на первый взгляд «значимая» ежедневная суета отойдет и перестанет потреблять силы и время [которые следует потратить на удовольствие «настоящей, полной» жизни]; 2) каждый следующий день будет восприниматься как [нежданный] дар, и будет еще благостнее сегодняшнего. I XV 11—12, I CIII 11—12, II LIX 3—4, II XC 3—4, IV LIV 3—4, V XX 12, 14, V LXIV 5—6, VII XLVII 11—12, VIII XLIV 1, VIII LXXVII 3—8. ○ Персий, V 66—72:
«Завтра поищем!» И вот все завтра да завтра. «Да что же
важного в дне-то одном?» Но для нас с наступлением утра
«завтра» уж стало «вчера» и пропало; и вот это «завтра»
наши съедает года, и его никогда не поймаешь —
ибо, хоть близко к тебе, хотя под одною повозкой
вертится здесь колесо, но напрасно за ним тебе гнаться —
как бы ты тут ни спешил, коль на заднюю ось ты насажен...
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
LVIII. Постуму.
Впервые: Шатерников Н. А., «Марциал. Избранные эпиграммы», М., 1937, с. 71—72.
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016