Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 81.
Фанний — очевидно не Фанний Цепион, участник заговора против Августа 22 до н.э. (вместе с Л. Лицинием Варроном Муреной (он же А. Теренций Варрон Мурена), которому Ода II X Горация), погибший пытаясь спастись будучи выдан своим рабом; он был либо убит, либо казнен. Возможно о реальном случае, когда бежавший солдат Фанний решил покончить жизнь самоубийством, очевидно по той или иной причине поддавшись малодушию; иначе (например, если бы Фанний покончил с собой убедившись, что спастись возможности нет) Марциал над таким поступком иронизировать бы не стал.
2. Ну не безумство. Non furor est. «Классический» риторический вопрос, почти обязательных в описании подобных ситуаций; ср. I XX 1, III LXXVI 3.
2. Дабы не умереть — умирать. Ср. «предысторию» реплики у Овидия, Сенеки. ○ Овидий, «Метаморфозы» VI 604—605:
Петлей иные себе запирают дыханье, и гонят
смертью свой смертный страх, торопят грозящую гибель...
Сенека, «Нравственные письма к Луцилию» XXXIV (23):
Также и в другом месте он говорит: «Что может быть нелепее чем желать смерти после того как всю жизнь тебе не давал покоя страх смерти?» К этим двум ты можешь прибавить еще одно изречение той же чеканки: «Только люди бывают так неразумны и даже безумны, что некоторых заставляет умереть страх смерти».
(Он. Эпикур.)
Сенека, «Нравственные письма к Луцилию» LXX (8):
Но иногда мудрец и в близости смерти, и зная о назначенной казни не приложит к ней рук. Глупо умирать от страха смерти...
2. Речь собственно о причине такого поступка; ср. самоубийства которые Марциал наоборот восхваляет: I XIII (Аррия), I XLII (Порция), I LXXVIII (Фест); ср. VI XXXII, о самоубийстве Отона (который погубил себя в момент когда еще не было ясно проиграет он битву или не проиграет). Ср. I VIII, о самоубийстве как слишком простом (и соответственно недостойном римлянина) способе «решения проблемы».
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
LXXX. О Фаннии.
1. Фанний Кепион, бывший в числе заговорщиков против Августа, был осужден (см. Дион. Касс. LXIV 3 и Свет. Тибер. 8) и лишил себя жизни, чтобы избежать преследователей.
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016