Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 119.
Комплимент Бруттиану (предположительно поэту-эпиграмматисту, современнику Марциала, писавшему на греческом), который «косвенно» утверждает «лидирующее положение» самого Марциала в латинской эпиграмме.
2. Из греков. Здесь: пишущих эпиграммы на греческом.
4. Пальмы... венец. По греческому обычаю, пальмовый венок вручался победителям в военных битвах; тж. победителям в гонках и некоторых других соревнованиях.
4. Каллимах. Каллима́х (Καλλίμαχος; 310—240 до н.э.). Греческий поэт-эпиграмматист, критик, биограф. В составе «Палатинской антологии» сохранились 62 эпиграммы. Тж. X IV 12.
4. Талия. Μοῦσαι; Му́зы. Божества греческого пантеона. Богини-покровительницы искусств и наук. Каллио́па (Καλλιόπη), эпическая поэзия; Кли́о (Κλειώ), история; Мельпоме́на (Μελπομένη), трагедия; Полиги́мния (Πολύμνια; Πολυύμνια), торжественные гимны и пантомима; Та́ли́я (Θάλεια; Θαλία), комедия и легкая поэзия; Терпсихо́ра (Τερψιχόρη), танцы; Ура́ния (Οὐρανία), астрономия; Эвте́рпа (Εὐτέρπη), лирическая поэзия и музыка; Эра́то (Ἐρατώ), любовная поэзия. Талия, Муза «несерьезной» литературы — комедии и легкой поэзии, — часто «использовалась» поэтами-эпиграмматистами как своя «отдельная специальная» Муза, Муза эпиграммы.
4—5. Т.к. мир сам признал превосходство Бруттиана.
5. Бруттиана. Этот Бруттиан только здесь. Почему/как грек Каллимах, живший в III в. до н.э. в эллинистической Африке, мог отдать ему «пальму первенства» — не вполне ясно. Возможно референция к чьему-либо «авторитетному мнению», либо «крылатому замечанию» о превосходстве Бруттиана.
6. Тот. Бруттиан.
6. Красотой Кекропа. Об элегантном остроумном «аттическом» стиле, за который в частности почитался Каллимах.
6. Кекропа. Κέκροψ Α; Ке́кроп I, Ке́кропс I. Основатель и первый царь г. Афины. По его имени афиняне называли себя поэтически кекропидами, свою страну и свой город — Кекроповыми.
6. Кекропа. Кекропийский, Кекропов — аттический, тж. в общем — греческий. У Марциала часто; I XXV 3, I XXXIX 3, I LIII 10, V II 8, VI XXXIV 4, VII XXXII 3, VII LXIX 2, IX XII 2, X XXXIII 2, XI XLII 4, XIII CV 2, XIII XXIV 1.
6—7. Строки показательны в плане контраста между характерными чертами греческой и римской эпиграммы; греческая — обаятельная, очаровательная, элегантная («прелестная»); римская — озорная, остроумная, шаловливая («соленая»).
7. Римской солью шалить Минервы. Если он захочет писать римские эпиграммы.
7. Солью. Ср. I XXXV 10—11, III XX 9.
7. Шалить. Ср. III XCIX 3—4, VII XII 9, XI VI 3—4.
7. Минервы. Minerva; Мине́рва. Божество латинского пантеона; в греческом пантеоне соответствует Παλλάς; Палла́да. Богиня мудрости. Считалась молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время Квинкватрий, праздника в ее честь; однако главным образом чтилась как покровительница коммерции, покровительница и отчасти изобретательница ремесел и искусств. Покровительствует ваятелям, врачам, музыкантам, поэтам, сапожникам, учителям, шерстобитам. Наставляет женщин и руководит ими во всех их работах. Здесь как покровительница римской поэзии, римского «слова» вообще.
8. Пусть я буду вторым после Бруттиана, но тем самым я буду и выше Каллимаха (и собственно греческой эпиграммы), который в таком случае оказывается третьим.
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
XXIII. Талии О Брутиане.
4. Каллимах, знаменитый римский поэт, от которого кроме некоторых отрывков до нас дошло 73 эпиграммы и шесть гимнов.
6. Кекропийской, т. е. аттической.
7. Римской Минервы играть, т.е. если он захочет писать римские эпиграммы.
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016