МАРК ВАЛЕРИЙ МАРЦИАЛ • ПЕРЕВОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
L. IL. IIL. IIIL. IVL. VL. VIL. VIIL. VIIIL. IXL. XL. XIL. XIIL. XIIIL. XIVL. DE SPECT.

epigrammaton l. v iv


III ←  → V

Fetere multo Myrtale solet vino,
sed fallat ut nos folia devorat lauri,
merumque cauta fronde, non aqua miscet.
Hanc tu rubentem prominentibus venis
5quotiens venire, Paule, videris contra,
dicas licebit “Myrtale bibit laurum.”

Петровский Ф. А.


Несет вовсю от Мирталы вином вечно,
но листья, нам в обман, жует она лавра,
к вину не воду подбавляя, а зелень.
И всякий раз как покрасневшей и вспухшей
5ее ты повстречаешь где-нибудь, Павел,
сказать ты можешь: «Напилась она лавра!»

Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 142.


6. «Напилась она лавра!» — т.е. стала вдохновенной, как жрица дельфийского Аполлона.

Север Г. М.


Разит вовсю вином от Мирталы вечно,
но листья, нас мороча, жрет она лавра,
не воду вовсе с чистым — зелень мешая.
Ее ты всякий раз как венами вспухшей,
5лицом багровой, Павел, навстречь увидишь,
сказать «Хлебнула» можешь «Миртала лавра».

Павел — друг Марциала, адвокат. Этому Павлу тж. IV XVII, VI XII, VII LXXII.


1. Мирталы. Myrtale. Миртала — не nomen, собственное имя которое давалось при рождении, а agnomen, прозвище которое давалось в знак признания заслуг, либо выбиралось в знак профессиональной принадлежности, черт личности и/или особых умений (последнее особенно широко практиковалась в фамилиях, где рабам давались «свои новые» имена). Миртала (от murtus, myrtus; μύρτος; мирт; род вечнозеленых древесных растений семейства Миртовые (Myrtaceae)) — во 2-й пол. I в. имя характерное для проституток (в частности потому что мирт был посвящен Венере). До Марциала встречается в эротическом контексте; ср. у Горация. ○ Гораций, «Оды» I XXXIII 13—15:

Так, меня самого лучший удел любви
ждал, но держит теперь Миртала, дочь раба
в сладких путах своих...

2. Листья... жрет... лавра. Одним из древних средств от неприятного запаха изо рта было жевание листьев малобатра (malabathrum, malobathron, malobathrum; μᾱλάβαθρον; малоба́тр; кори́чник гимала́йский, кори́чник тама́ла; Cinnamomum tamala; дерево, вид рода Коричник (Cinnamomum) семейства Лавровые (Lauraceae); кора использовалась в качестве пряности как настоящая корица (Cinnamomum verum); добавлялась в настоящую корицу в качестве примеси (хотя считалась более низкого качества). Из малобатра изготовлялось одно из самых дорогих ароматических масел. ○ Гораций, II VII 6—8:

С которым часто дни сокращали мы
вином, венок надев на кудри,
их малобатром облив сирийским...

(Сирийским. Сирия (область); область в Передней Азии (на терр. совр. Сирии).)

3. Зелень мешая. Вино приготовлялось с ягодами мирта в лечебных целях; Миртала изобретает новое «лекарство» из вина с листьями мирта. ○ Колумелла, «О сельском хозяйстве» XII XXXVIII (1):

Миртовое вино <используется> от спазмов в животе, от слабости кишечника, от вялости желудка... Есть два вида миртовых деревьев, из которых один черный, другой белый; ягоды черного вида собирают когда они созреют, и вынимают из них семена; [затем] сами ягоды, без семян, сушат на солнце и кладут в сухое место, в глиняный сосуд... <после чего смешивают их с виноградным суслом, дают пробродить девять дней с открытой крышкой, процеживают смесь, затем дают пробродить еще семь дней с закрытой крышкой>...

3. Чистым. Merum. Чистое, не разбавленное водой вино. Вино, сохраняясь в сосудах, было густым и имело осадок; перед употреблением его фильтровали и разбавляли водой, обычно в нечетных пропорциях от 1:3 до 9:1. В «образованных кругах» считалось, что частей вина (и сотрапезников за столом) должно быть не меньше трех (по числу Граций) и не больше девяти (по числу Муз). Неразбавленное вино, «из бочки», использовалось при жертвоприношениях, в кулинарии и медицине; пить такое вино как напиток считалось варварством, «люмпенством»; неразбавленное вино употребляли спившиеся. Как признак невоздержности; ср. I XI 4, I XXVIII 1, I CVI 9, IV LXVI 12, VI LXXXIX 8, VII LXVII 10, VIII XLV 6, XII LX 8. Подробнее https://www.satyriconliber.net/index.xps?11.6,

6. Хлебнула... Миртала лавра. Считалось, что жевание листьев ароматических деревьев вызывало поэтическое/пророческое вдохновение (в основном видов семейства Лавровые (Lauraceae)). Собственно лавр (Laurus) являлся священным деревом Аполлона, одной из функций которого было предсказание будущего; поэтому листья лавра жевали прорицатели и прорицательницы, в частности жрица оракула при храме Аполлона в Дельфах. Когда ты, Павел, увидишь Мирталу в таком состоянии, знай, что она не пьяна, а боговдохновенна.

Фет А. А.


Часто избытком вина пахнет Миртала,
но обмануть нас она глотает лавровые листья,
и, надеясь на лист, вина не мешает с водою.
Как увидишь ты, Павл, что она раскрасневшись
5и с раздутыми жилами движется встречу,
можешь сказать: «Испила уже лавра Миртала».

Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.


IV. Павлу о Миртале.


2. Лавровые листья. Прорицатели и прорицательницы для душевого возбуждения жевали листья лаврового дерева, посвященного Аполлону. Поэтому смысл насмешливой эпиграммы: когда ты увидишь Мирталу возбужденной, то знай, что она не пьяна, а вдохновенна.

Шатерников Н. А.


Разит винищем только Мирталу встретишь.
Чтоб обмануть нас, листья ест она лавра;
не льет воды в вино — кладет туда листьев.
Ее как встретишь ты на улице, Павел, —
5Вся раскраснелась, вены черные вздулись, —
сказать ты мог бы: «Напилась она лавра».

Впервые: Шатерников Н. А., «Марциал. Избранные эпиграммы», М., 1937, с. 62.

На сайте используется греческий шрифт


© Север Г. М., 2008—2016