Впервые: Петровский Ф. А., «Марциал. Эпиграммы», М., 1968, с. 162.
[Квинту.] Этого Квинта не следует путать с Кв. Овидием, другом Марциала (I CV 1, VII XLIV, VII XLV, VII XCIII, VIII IX (?), IX LII, IX LIII, IX XCIX, X XLIV, XIII CXIX).
В начале правления Август издал несколько законов имеющих целью восстановить потери понесенные высшими классами Рима в результате гражданских войн. Помимо решения демографических проблем, законы осуществляли политику возвращения к «старым добрым нравам», которую проводил Август.
В 18/16 до н.э. был принят «Lex Iulia de maritandis ordinibus» («Закон Юлия о порядке брака»), поощрявший представителей высшего класса иметь семью и детей; в 17 до н.э. — «Lex Iulia de adulteriis coercendis» («Закон Юлия о пресечении прелюбодеяний»), определяющий измену как преступление; в 9 — «Lex Papia Poppaea» («Закон Папия и Поппея»), уточняющий и дополняющий предшествующие (в частности, определяющий ответственность за безбрачие).
Последний закон, «Lex Papia Poppaea», являлся фактически чрезвычайной мерой; он устанавливал прямую обязанность для всех мужчин в возрасте от 25 до 60 лет и для всех женщин в возрасте от 20 до 50 лет состоять в браке и иметь детей. Лица не выполняющие этой обязанности подвергались существенным ограничениям; в частности, не состоящие в браке и не имеющие детей (coelibes) не могли получать по завещаниям вообще ничего; состоящие в браке, но не имеющие детей (orbi), могли получать только половину.
При этом определялось количество детей которое было необходимо иметь чтобы не считаться бездетным (orbus): мужчине — одного ребенка, женщине свободнорожденной — трех, женщине вольноотпущенной — четырех. Женщины удовлетворявшие этому требованию получали т.н. право трех [свободнорожденных] детей (ius trium liberorum); помимо снятия ограничений для бездетных, право позволяло пользоваться различными льготами.
Мужчины имевшие трех и более детей получали ius trium liberorum также. В числе прочего, им предоставлялись налоговые льготы; они освобождались от некоторых гражданских обязанностей (в частности, munera — устройства обязательных общественных мероприятий, таких как гладиаторские игры), имели преимущества в достижении магистратур и получении наследства.
При этом более почетным обладание ius trium liberorum считалось для женщин — откуда присутствие на эпитафиях надписей типа «ius liberorum habens» (имеет право детей), тогда как для мужчин обладание этим правом, как правило, не указывалось.
Право даровалось цезарем, и считалось почетным, т.к. законы Августа применялись только в отношении высших классов. (Марциал, которого Домициан ввел в сословие всадников, это право имел; см. в IX XCVIII; «прошение» цезарю в II XCI; ответ на полученное право в II XCII.)
По древним римским законам, муж заставший жену с любовником был обязан убить и ее, и любовника; в противном случае сам осуждался за сводничество (lenocinium). В совокупности новых законов: 1) отцу возвращалось право убить изменившую дочь и ее партнера, мужу — изменившую супругу и ее партнера, если тот принадлежал к низшему классу; 2) супруг был обязан донести об измене в магистрат и оформить с супругой развод; 3) уличенные в прелюбодеянии наказывались ссылкой на отдаленные острова (relegatio in insulam) и частичной конфискацией имущества.
Ко времени Домициана эти законы соблюдались нерегулярно, и без «должной строгости». Домициан, в рамках своего цензорства (которое возложил на себя в 85) главной задачей объявивший «correctio morum» (исправление нравов), возобновил и расширил действие законов Августа.
Эдиктом Домициана в числе прочего устанавливалось, что если изменившая супруга выйдет замуж за партнера (так или иначе создаст семью), то от преследования по закону будет освобождена. На практике действие этого положения приводило к тому, что многие уличенные в измене матроны выходили замуж за партнера так часто как только было «технически» осуществимо; либо регистрировались проститутками, получая таким образом разрешение на «легальный разврат» (licentia sturpi).
Эдикт Домициана вышел, очевидно, незадолго до публикации Кн. VI в 90/92. ○ О законах Юлия I LXXIV, IV XVI; II LX 2—4, 4, II LXXXIII 1—3, II XCI 6, III LXX 1—2, III LXXXV 1, III XCII 2. О праве трех детей III XCV 6, III XCVI 3, IV V 5. Об эдикте Домициана VI II, VI IV, VI VII, VI XXII, VI XLV, VI XC, VI XCI, XI VII. ○ II XLVII 3, II XLIX 2, II LX 2. ○ Овидий, «Искусство любви» II 543—550:
Милой приятен соперник? Терпи. Он ей пишет? Пусть пишет.
Пусть куда хочет идет; пусть когда хочет придет.
Так и законный супруг угождает законной супруге,
и помогает ему, нежно присутствуя, сон.
Сам я, увы, признаю́сь, в искусстве таком неискусен;
сам в науке моей тут я плохой ученик.
Как? У меня на глазах соперник кивает подруге,
я же — терпи, и не смей выразить праведный гнев?...
Ювенал, II 30—31:
...Восстановлял он законы суровые; страшны
были не только, что людям они, но Венере и Марсу...
(Страшны. По «Lex Iulia de adulteriis coercendis», основным наказанием было изгнание, но совершивший прелюбодеяние мог также быть приговорен к смерти; при этом предписывался древний, «традиционный» вид казни: осужденный привязывался за ноги к согнутым деревьям, деревья освобождались, и тело разрывалось на части. Венере. Вене́ра; божество латинского пантеона; богиня плодородия, вечной весны и жизни, красоты и любви, браков и родов. Марсу. Марс; божество латинского пантеона; бог войны.)
1. Под страхом закона. В рамках возобновления/расширения действия «брачных законов» Августа устанавливалось, что если изменившая супруга выйдет замуж за партнера (так или иначе создаст семью), то от преследования по закону будет освобождена. Многие матроны уличенные в измене получали развод и выходили замуж за партнера. О «брачных законах» Августа I LXXIV, IV XVI; II LX 2—4, II LXXXIII 1—3, II XCI 6, III LXX 1—2, III LXXXV 1, III XCII 2, III XCV 6, III XCVI 3, IV V 5, V LXXV 1. ○ IV V 5
2. Законной. Амбив. Legitimus: 1) легальный, правомерный, согласный с законом; 2) должный, надлежащий, приличествующий. В (1) — Лелия теперь твоя «двойная» супруга, как законная жена, и как по закону вынужденная ей стать. В (2) — ты получил что тебе полагается; как ты сам изменял/изменяешь с чужими женами, так твоя новая жена будет изменять с чужими мужьями.
2. Законной... женой. Uxor legitima. Тж. coniunx legitima; термин значил в частности, что означенная женщина пользуется всеми законными/оговоренными правами на имущество супруга; в контексте эпиграммы — в частности правом на его «рога» (которые он может наставлять сам, и которые могут наставлять ему), которым обязательно воспользуется.
Впервые: Фет А. А., «М. В. Марциала эпиграммы», М., 1891, ч. I.
LXXV. Квинту.
1. Ради закона, строго каравшего за незаконное сожительство. Закон этот (lex Iulia de adulteriis) был возобновлен Домицианом (см. Ювен. Сат. II 30).
На сайте используется греческий шрифт
© Север Г. М., 2008—2016